Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа-детский сад сельского поселения «Село Калиновка»
Ульчского муниципального района Хабаровского края
(МБОУ НШДС с. Калиновка)
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ НШДС с. Калиновка
___________ Евсеева И.В.
Приказ №30 от 11.08. 2022 г.
программа дополнительного образования
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ –
УХОД ЗА ЗУБАМИ У ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
Принята на педагогическом Совете
Протокол №1 от «01» августа 2022 г.
Калиновка
2022
СОДЕРЖАНИЕ:
1
I.
Пояснительная записка. Цель и задачи программы
3
II. Учебно- тематическое планирование
4
III. Формы контроля: чек- лист
6
IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение
7
I.Пояснительная записка
2
Рабочая программа разработана в целях обеспечения здоровья ребѐнка,
предупреждения развития заболеваний зубов и социальных ограничений в
виде зубной боли, стеснения улыбаться, невозможности полноценно
пережѐвывать пищу, развития нарушений речи и челюстных деформаций,
вызванных ранним удалением зубов. Кариес зубов – заболевание твердых
тканей зуба, возникающие при нерегулярной гигиене полости рта и
избыточном употреблении сладостей. Поражение зубов кариесом всегда
сопровождается нарушением их функционирования, при разрушении зубов
возникают трудности при приѐме пищи, болевые ощущения, нарушение
внешнего вида, особенно при нарушении кариесом передней группы зубов.
Кариес во временных зубах протекает с такими же неприятными
ощущениями как у взрослых. Профилактика развития стоматологических
заболеваний достигается соблюдением ежедневных гигиенических
мероприятий. Гигиеническое обучение и воспитание является важнейшим
составным элементом формирования здорового образа жизни и одним из
аспектов всестороннего развития личности.
Программа «Формирование навыка самообслуживания - уход за зубами»
составлена на основании требований
к содержанию дошкольного
образования, содержащихся в «Примерной основной образовательной
программе дошкольного образования», одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20
мая 2015 г. № 2/15), Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее –Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»), Конвенции о правах ребѐнка,
принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989г.ООН 1990, Постановления главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28 Об утверждении СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодѐжи», Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован
Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30348)
Цели и задачи Программы
3
Цель Программы – приобретение детьми навыков самообслуживания по
уходу за зубами.
Задачи Программы:
1. Заинтересовать детей процессом гигиены зубов.
2. Осуществить обучение и воспитание гигиенических навыков ухода за
зубами.
3. Воспитать ответственное отношение к здоровью зубов.
Направленность Программы – социльно-педагогическая.
Контингент- воспитанники от 4 до 7 лет.
Срок реализации Программы – 1 академический год.
Требования к реализации Программы:
1. Проведение уроков здоровья.
2. Знакомство со средствами по уходу за зубами.
3. Формирование навыка самообслуживания детей в режимных моментах.
4. Размещение информации для родителей и законных представителей о
воспитании навыков самообслуживания, в частности, чистки зубов и ухода
за полостью рта.
5. Обеспечение инструментарием: индивидуальные зубные щѐтки, футляры
для хранения, зубная паста, макет ротовой полости, обучающие плакаты.
Формы контроля эффективности обучения заключаются в соблюдении
ребѐнком этапов перечисленных в чек-листе.
II.Учебно-тематическое планирование
№
Тема
Теория
Практика
Содержание, планируемые
результаты.
1
Для чего нужны
зубы
Зубная щетка
10
15
5
15
3
Как держать
зубную щѐтку
5
15
4
Чистим
жевательную
поверхность
5
15
Просмотр мультфильма или рисование
зубика.
Рисуем зубную щѐтку в «домике».
Учимся мыть щѐтку и размещать еѐ в
боксе для хранения.
Учимся держать щѐтку правильно и
выполнять в воздухе движения по типу
рисования
солнышка-дождика
и
травки,
возвратно-поступательные
движения «вжиг-вжиг».
Первые кариозные полости возникают
в естественных углублениях. Их
называют фиссуры на жевательной
2
4
Чистим язычную
поверхность
5
15
6 Чистим наружную
5
15
7
Полная чистка
зубов под стишок
5
15
8
Учим технику
поперечной
чистки зубов
5
15
9
Тренируем
полоскание
5
15
5
поверхности. Поэтому важно первыми
очистить именно эти поверхности.
Чистим без зубной пасты. Чистим
жевательную
поверхность
зубов
круговыми движениями «солнышко»,
выметающими движениями «вжигвжиг».
Сначала
очищаем
жевательные
поверхности и дополняем очищением
язычковой
поверхности
зубов.
Движение выполняем по принципу от
десны к жевательной поверхности, т.е.
для верхних зубов – сверху вниз
(рисуем дождик), для нижних зубов –
снизу вверх (рисуем травку).Чистим
внутреннюю поверхность всех зубов, в
том числе и передних. Чистим без
зубной пасты.
Сначала
очищаем
жевательные
поверхности, небные поверхности и
дополняем
очищением
наружной
поверхности
зубов.
Движение
выполняем по принципу от десны к
жевательной поверхности, т.е. для
верхних зубов – сверху вниз (рисуем
дождик), для нижних зубов – снизу
вверх (рисуем травку). Чистим без
зубной пасты.
Чистим в правильной
последовательности (жевательные,
язычные, щѐчные, губные) и в темпе
стишка. На каждый сегмент челюсти
педагог читает стишок:
Надо чистить каждый зуб,
Левый зуб и правый зуб.
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
В возрасте 5-6 лет происходит
прорезывание постоянных зубов, зубы
находятся
на
разном
уровне
прорезывания, щетинки щѐтки не
могут
достать
до
низко
прорезывающихся зубов. Для этих
случаев
применяется
поперечная
техника
чистки,
когда
щѐткой
выполняются движения изнутри к
наружи, располагая щѐтку поперѐк
зубного ряда.
Проводим полную чистку всех зубов и
добавляем упражнение. Упражнение
проводим без воды. Надуваем щѐки и
перемещаем воздух справа на лево и
губную и щечные
поверхности
5
10
Полоскание
водой
5
15
11
Зубная паста,
Учимся чистить
зубы пастой
5
15
12
Ежедневная
чистка – нужная
привычка!
Контрольное
занятие.
5
15
5
15
13
обратно 30 сек. Чистим без зубной
пасты.
Проводим полную чистку и добавляем
упражнение. Набираем глоток воды и
начинаем полоскание в течение 30 сек.
Однократно «сердито» сплѐвываем.
Чистим без зубной пасты.
На зубную щѐтку надо уметь нанести
«горошину» зубной пасты. Проводим
полную чистку. Паста может пениться,
чтобы не возникал рвотный рефлекс,
надо
в
промежутках
между
движениями сплѐвывать слюну с
пастой в пластиковый стакан, который
затем выбрасывают.
Проводим полную чистку под стишок
по времени:1 минута на нижнюю
челюсть,1 минута на верхнюю челюсть.
Контроль самостоятельных действий
детей по чек-листу.
III. Формы контроля.
Чек-лист «Формирование навыка самообслуживания – уход за зубами».
№
Манипуляция
1
2
Помыть высушить руки.
Перевернуть песочные часы или включить таймер на 3
минуты
Взять зубную щѐтку в кулачок, разместить большой палец
в ложементе для пальца на ручке (это место выделено на
щѐтке цветом, ребристостью или углублением)
Поставить щѐтку на жевательную поверхность верхних
дальних зубов.
Выполнить круговые и выметающие движения щѐткой 5
раз на одном зубе.
Передвинуть щѐтку на один зуб, ближе к центру зубного
ряда, выполнить 5 движений. Очистить жевательные
поверхности всех зубов.
Очищаем внутреннюю поверхность на верхней челюсти
движениями сверху вниз – по типу рисунка «дождик».
Передние зубы чистим движениями из рта кнаружи,
медленно передвигая щѐтку по зубному ряду.
Очищаем губную поверхность (снаружи) движениями
сверху вниз.
3
4
5
6
7
8
9
6
Оценка
выполнения
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
10 Даѐм ребѐнку отдохнут, сплюнуть. Переходим к чистке
нижних зубов.
11 Ставим щѐтку на жевательные зубы нижней челюсти на
жевательную поверхность справа и выполняем круговые и
выметающие движения 10 раз.
12 Передвигаем зубную щѐтку по зубному ряду аналогично
на зубах верхнего ряда
13 Очищаем
внутреннюю
(язычную)
поверхность
движениями снизу вверх (по типу рисования травки).
14 Очищаем наружную ( губную) поверхность движениями
снизу вверх (по типу рисования травки)
15 Моем щѐтку, кладѐм на салфетку для высушивания.
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение.
1. Муляж челюсти с зубной щѐткой.
2.Зубная щѐтка с футляром.
3.Мультимедиа для презентации.
4.Мультфильм «Дорога Заяц».
5.Мультфильм.
6.Памятка для родителей.
7.Презентация для педагогов.
7
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет
Да /Нет